Представляю вашему вниманию вторую часть статьи Пола Шоу о истории рейсфедера как каллиграфического инструмента. Речь в ней пойдёт о самом инструменте и используемых в работе материалах.

© Paul Shaw, 1995
© Letter Arts Review, 1996
© Перевод с английского: Антон Мизинов, 2012

Разновидности рейсфедеров

Согласно ответам каллиграфов на мои вопросы можно сделать вывод, что всё многообразие рейсфедеров, которыми они пользуются, делится на три основные группы: обыкновенные или чертёжные рейсфедеры; самодельные рейсфедеры или изготовленные на заказ; и самодельные инструменты, имитирующие особенности письма рейсфедером. Те, кто использовал обыкновенные рейсфедеры, часто были не в состоянии определить их производителя, существует невероятное количество брендов: Charvoz, Dietzgen, Hago, Keuffel & Esser, Mars Staedtler Superbow и Otto Richter (Германия); Delta (Голландия); Ecobra E711 (Швеция); Esselte и Kern (Швейцария); Lee Guiness, Ruling Pen №22 и Thornton (Англия); и Frederick Post (США). Многие из этих инструментов были найдены на блошиных рынках, гаражных распродажах и прекративших свою деятельность художественных магазинах, взяты из чертёжных наборов, достались от других шрифтовиков или технических художников или были выданы на местах работы. Шедлер пишет: «При чрезвычайно жёстком бюджете, я обычно покупаю наименее дорогой хороший инструмент, который можно найти в художественных магазинах Lewis, Plaza или Beeko. Или же использую остатки, доставшиеся от моего отца-шрифтовика Эмиля. Некоторые инструменты, вроде бы, остались с моих первых мест работы в различных художественных мастерских.» Шерри Брингем предпочитает рейсфедер, которому, вероятно, около пятидесяти лет. «Моему мужу он достался от коллеги, и он отдал его мне около десяти лет назад.»

Шедлер, у которого было около дюжины рейсфедеров, описывает свой любимый инструмент в мельчайших подробностях: «На рабочих краях металл стёрся и не блестел хромированным покрытием, как остальная поверхность. Так как хром было легко чистить, мой любимый инструмент было не так сложно держать в хорошем состоянии. Мне даже нравилось чертить им прямые линии и часто приходилось счищать сухую белую краску перед его использованием для письма. Чем больше он изнашивался, тем лучше работал… Посмотрим на него сбоку (колесом регулировки вверх, чтобы вы могли заглянуть между лезвиями), мой лучший рейсфедер имеет совершенно прямое нижнее лезвие и изогнутое аркой верхнее лезвие. Колесо регулировки находится на самой высокой точке арки. Посмотрим снизу (колесо регулировки направлено от вас), контур обоих лезвий сходится к кончику на вершине по прямой. Нижний край идёт по прямой от места расположения колеса регулировки и загибается резко вверх, плавно соединяясь с кончиком верхнего края. Этот изогнутый участок является пишущей частью, которая касается листа.»

«Шведское перо» (1-2), чертёжный рейсфедер (3), Folded Pen (4-5), Ruling Pen (6)

Рейсфедер является простым инструментом, состоящим из ручки, двух лезвий и регулировочного винта. Исходя из подробного описания Шедлера понятно, что каждый элемент можно модифицировать — все они имеют влияние на форму письма. Длина, ширина и контур лезвий определяет количество чернил, которое заправляется, и скорость их стока. Менее важными параметрами являются длина ручки, размер и положение регулировочного винта, которые влияют на то, как держать инструмент.

«Широкие рейсфедеры с большой площадью поверхности лезвий всегда лучше работают, чем узкие, заострённые», говорит Шедлер, «потому что в них можно набрать больше чернил и вы можете писать дольше, иногда хватает на целое слово.» Среди обыкновенных рейсфедеров есть два типа, которые удовлетворяют этим критериям: «шведское перо» с широким лезвием, заострённым концом и плоским держателем; и рейсфедер с «двойным каналом», дополнительная металлическая пластина между лезвиями служит как резервуар. (Keuffel & Esser изготавливает Marathon Long Line Ruling Pen, который держит «в несколько раз больше чернил, чем обычные рейсфедеры.») Среди респондентов: Шнайдер, Пот, ван Слингерленд, Дональдсон и я — все используют вариации «шведских перьев», но Пот и я — единственные, кто также использовал двухканальные рейсфедеры.

Рейсфедер Попла был смоделирован по образу и подобию «шведского пера». Среди множества инструментов Попла, его жена помнит «так называемые ручки Kataster (для черчения, картографии и т. п.), а также „шведские перья“ для рисования очень широких линий». Именно таким широким рейсфедером и пользовался Попл в ночь своего открытия. «Единственным недостатком было то, что в инструмент заправлялось мало чернил», писала Гринвуд. «Поэтому последовали эксперименты с другими рейсфедерами, а затем отец Гертруды Попл решил проблему, изготовив инструмент с пером, которое было в три или четыре раза шире (для большей ёмкости для чернил) и плоским (для замедления стока чернил).» Эти особенности были реализованы в самодельных инструментах Пота, а впоследствии и в промышленных образцах Лори Кук и Synthetic Design. Гертруда Попл говорит, что г-н Вензлав из Karlgeorg Hoefer's Offenbach Schreibwerkstatt, производит и продаёт копии большого рейсфедера Попла. В отличие от Ruling Writer и Ruling Pen, они имеют асимметричные лезвия.

Ruling Writer и Ruling Pen имеют плоские латунные лезвия, соединённые с деревянной ручкой, напоминающей каллиграфические держатели для перьев. Широкие лезвия позволяют делать очень широкие штрихи. Лезвия у Ruling Writer крепятся винтами к противоположным сторонам деревянной ручки, поэтому требуется их загибать. Чтобы компенсировать эту проблему, резервуар имеет выпуклую поверхность. Лезвия рейсфедера производства Synthetic Design приварены к латунной обечайке, чтобы всегда оставаться параллельными. Оба инструмента имеют большие регулировочные винты, которые часто мешают пальцам во время письма. Сочетание длинной ручки с широким лезвием позволяет держать эти инструменты как обычные каллиграфические перья, что делает их простыми в освоении для новичков.

Шрифтовики нью-йоркской школы не пользовались широкими рейсфедерами. Они использовали инструменты для создания рекламы, а не для самовыражения. Их каллиграфические и рисованные надписи создавались в небольшом размере специально для быстрого тиражирования. Они также часто модифицировали и дорабатывали свои инструменты, изначально созданные для черчения линий. Хьюз использовал изношенные рейсфедеры, которые старые профи признавали негодными, адаптировал их под себя с помощью мелких напильников, менял контур лезвий для получения более широких штрихов. Вместо напильников, Гейтс предлагает в Lettering for Reproduction: «шлифовку плоского участка пишущего края лезвия на шлифовальном камне, с машинным маслом». Так можно уменьшить кривизну контура лезвий большинства рейсфедеров, позволяя большей площади пишущего края соприкасаться с поверхностью бумаги. Шедлер вспоминает другой способ модификации: «сточить концы обоих лезвий, чтобы сделать их более тупыми — рисуя сухим рейсфедером на шлифовальном камне воображаемые штрихи, таким образом лезвия рейсфедера затупятся и отшлифуются, и не будут цеплять и царапать поверхность бумаги, когда я провожу штрихи перпендикулярно направлению лезвий.» Такой подход даёт рейсфедеру широкую пишущую кромку — скошенную направо — вместо заострённого конца. Эта техника показана Биллом Греем в More Studio Tips (1976) и Complete Studio Tips (1996).

© Пол Шоу (1-2)

Причины для доработки лезвий рейсфедеров появляются и сегодня, хотя уже не часто. Это и улучшение скольжения по поверхности бумаги, и увеличение продолжительности стока чернил или увеличение ширины штриха. Пот достиг всех этих целей модификацией одного из своих инструментов. «Во-первых, я увеличил резервуар для чернил, далее я изменил угол пишущей кромки… затем заострил перо.» Дональдсон и Майкл Кларк — два других каллиграфа, которые поделились своим опытом доработки лезвий их рейсфедеров. Аналогично Шедлеру и Грею, Дональдсон «изменял профиль лезвий». С другой стороны, Кларк пошёл путём Гейтса, но с изюминкой. Вместо поиска способов увеличения ширины штриха, он начал искать способы улучшить его пластику. И добился гибкости лезвий инструмента, утоньшив их на точильном или шлифовальном камне.

Так же можно добавить пластину из тонкой жести между лезвиями в качестве резервуара — это особенно полезно для рейсфедеров с очень изогнутыми лезвиями. Ингмайр иногда меняет регулировочный винт. «Если диаметр винта велик, то я заменяю его на меньший, мне нравится возможность держать инструмент под очень острым углом к бумаге, для получения широкого штриха.» Поскольку многим каллиграфам короткая ручка рейсфедера не удобна, они иногда свинчивают лезвия и делают новые держатели — Дональдсон и Медьявила оба указали на это. Как правило, в качестве новых держателей используются деревянные палочки или дюбели, но ван Слингерленд использовал пластиковый нож для чистки цитрусовых Tupperware для одного из своих любимых инструментов.

Несколько каллиграфов последовали примеру Попла и изготовили самодельные рейсфедеры. «Попл не изменил своей щепетильности в отношении инструментов», говорит его жена. «Он дал моему отцу инструкции, сделать для него специальный, очень большой рейсфедер вручную.» Те, кто учился письму рейсфедером непосредственно у Попла, были самыми плодовитыми в этом отношении. Пот любит делать собственные инструменты, потому что они лучше адаптированы для письма, чем для черчения. Медьявила предпочитает собственные, специально изготовленные большого размера держатели. Для всех этих инструментов характерны широкие, «поплподобные» лезвия, но другие самодельные инструменты значительно различаются по конструкции, внешнему виду и материалам. Дональдсон, который изучал разные варианты, заявил: «Сталь слишком жёсткий и неорганичный материал, поэтому я пытался сделать ручки из других материалов.» Бамбук с пластмассовыми гайкой и винтом, мягкая сталь и красное дерево, и рейсфедеры вырезанные из блоков алюминия и нейлона в разных вариантах. Даже в самодельных инструментах есть что модифицировать. Гертруда Попл знает каллиграфов, которые вставляли кусочки фетра между лезвиями, для работы в качестве резервуара.

Существуют также самодельные инструменты функционирующие как рейсфедер, но отличающиеся от него внешне. Наиболее распространённым является Folded Pen (также названный Гаретом Боужем — «Flange»), в котором кусок металла, как правило жесть, вырезается и сгибается (фальцуется) в форму похожую на столовый нож, и прикрепляется к палочке или какому-нибудь держателю. (Folded Pen Стивена Ро имеет расщеп вдоль края сгиба, что приводит к непредсказуемым результатам при письме.) В 1995 году Synthetic Design начало производство версии этого инструмента, в котором согнутое латунное «перо» вставлялось в деревянный держатель. Я предполагал, что это сравнительно недавнее британское изобретение, однако в последние несколько месяцев я обнаружил, что Folded Pen имеет более давнюю историю. Бренда Бродбент из Paper & Inks Books рассказала, что инструмент производства Synthetic Design, не имеющий коммерческого названия, был скопирован с образца старого пера Майкла Сула. Это утверждение имеет под собой основание, с тех пор как я показал на семинаре, проводимом на рубеже веков в Милане, согнутое стальное перо производства Esterbrook. (На сегодняшний день, самым популярным и доступным аналогом Folded Pen, является широчайший набор всевозможных форм и конструкций самодельных инструментов из алюминиевых банок, получивший ироничное название Cola Pen. — А. М.) Существует ещё одно решение рейсфедер-подобного инструмента: наподобие Дональдсона, Шнайдер модифицировал перья Redis, для имитации рейсфедера (Ruling Quill. — А. М.). Шнайдер, безусловно, является мастером письма этим инструментом, который требует виртуозного контроля.

Чернила и краски

Выбор между чернилами и краской, не говоря уже о том, какой фирмы чернила или какого типа краску брать, для рейсфедера определяется теми же факторами, что и для любого каллиграфического инструмента. «Я использую всё, что мне нравится для заправки рейсфедера, это не проблема», говорит Дональдсон и добавляет, «но я не использую глянцевые краски, хотя это возможно.»

© Фил Гримшоу (1)

Ответы других подтверждают слова Дональдсона. Чернила, гуашь, темпера, и даже акрил были названы, но глянцевых красок не было. Список чернил включает: Sumi, Higgins, India, Higgins Eternal, Ecoline, Rotring, Pelikan 4001 и акварель Dr Martin's Synchromatic. Указали три марки гуаши: Windsor & Newton, Talens и Linel. Большинство респондентов написали, что используют больше одного типа красителя. Брингем подытожил: «Жизнь это эксперимент. Я стараюсь попробовать всё».

© Тим Дональдсон (1-2), Томас Ингмайр (3)

Следует отметить, что для письма рейсфедером практически любой краситель имеет смысл разбавлять. Как указывает Хьюз: «Подойдёт любой растворитель, который способен разбавить краситель до нужной консистенции (определяющей скорость стока).» Таким образом, не удивительно, что красители на водной основе более популярны, чем водонепроницаемые, а гуашь и акварель являются самыми популярными красками. Нельзя переоценить важность такого параметра, как скорость стока. Ингмайр говорит, что часто меняет скорость стока красителя, добавляя гуммиарабика или акриловой основы. Жидкие красители позволили с помощью рейсфедера создавать надписи в технике быстрого почерка или экспрессии. C другой стороны, одним из принципиальных недостатков рейсфедера, является предрасположенность инструмента, при использовании очень жидких чернил или красок, сильно брызгать в процессе письма. Особенно с учётом того, что инструмент располагает к агрессивным и эмоциональным техникам письма, при отсутствии закрытого резервуара для чернил.

© Фил Гримшоу (1-2)

Интересный момент, мой опрос показал, что европейские каллиграфы используют краску для заправки рейсфедера чаще, чем американские. Шнайдер и Пот, как и их учитель Попл, работают как с чернилами, так и с красками. Но другие, например, Медьявила, Жан Ларше и ван Слингерленд вообще не используют чернила. Создаётся впечатление, что европейцам особенно нравится работать с белой гуашью на цветной и текстурированной бумаге, такой как Canson Ingres. Единственными американцами, которые указали, что регулярно используют краски, были Ингмайр и Эпштейн. Они оба, в основном, работают в сфере изобразительного искусства. (Очень важно понимать разницу между предметом изобразительного искусства и работой, созданной для дальнейшего тиражирования, потому что главной заботой коммерческих каллиграфов является носитель, на котором работа будет использована или, по выражению Гримшоу, «скопирована». Тактильные, текстурные или архивные свойства носителя несущественны.)

Бумаги

Взаимодействие чернил/краски с бумагой играет важную роль при письме рейсфедером. Ключевыми навыками работы с рейсфедером являются умение контролировать скорость стока чернил и умение избегать зацепа пишущего края за неровности бумаги. Красители с регулируемой вязкостью (такие как гуашь или китайская тушь) предпочтительней при письме по текстурированной или рифлёной бумаге. Жидкие красители (особенно, чернила на водной основе, а также акварельные краски) в основном используются при письме по гладкой бумаге.

Поверхность бумаги оказывает существенное влияние на характер и стиль письма. Пот говорит, что она влияет на скорость, которая, в свою очередь, влияет на дукт и форму букв. Гримшоу утверждает, что «качество штриха меняется с различными сортами бумаги». Рейсфедер скользит на гладкой бумаге, цепляется и спотыкается на текстурированной бумаге. «Когда я использую гладкую бумагу», замечает Медьявила, «штрихи получаются плавными и деликатными. Когда я использую грубую бумагу, то получаю очень интересную структурность штрихов, которая придаёт работе энергичный, резкий, почти хаотический характер.» Эта энергия связана с трудностью скольжения рейсфедера по рельефу поверхности грубой бумаги. Поклонники рейсфедера обожают спонтанность и свободу в письме, чему доказательством служат работы забрызганные краской — это обычное явление. Грубая бумага идеально подходит для экспрессивного письма или экспериментов. Гримшоу предпочитает «хорошую грубо текстурированную бумагу» таких марок, как Strathmore’s Americana и Grandee — оба сорта являются тиражной механически-прессованной бумагой.

Для более утончённого письма ван Слингерленд предпочитает бумагу «не слишком грубую, но почти всегда с наличием структуры». Небольшая шершавость помогает лезвиям рейсфедера не скользить по поверхности бумаги при движении, а также создаёт дребезг края штрихов, который вдыхает в них жизнь. Ван Слингерленд присоединяется к Шнайдеру, Ларше и Кларку, предпочитая текстурированной бумаге рифлёную, марок MBM Ingres, Hahnemühle Ingres and etching, Fabriano Ingres, и акварельную бумагу Arches холодной и горячей прессовки. Особая популярность бумаги типа Ingres связана с её зернистостью, которая придаёт письму свой характер и полосатой структурой, которую можно использовать в качестве линий разметки.

Результат письма на разных бумагах одним инструментом (Готфрид Пот)

Как и Пот, Эпштейн твёрдо убеждён, что поверхность бумаги влияет на технику и динамику письма рейсфедером. Эпштейн говорит: «в моей руке рейсфедер наиболее выразителен на рифлёной поверхности. Я называю это good five o'clock paper. (По аналогии с выражением five o'clock shadow /отрастающая к вечеру щетина/. Речь идёт о шершавости бумаги. — А. М.) Зачастую, единственным случаем, когда действительно требуется более гладкая бумага, является работа с более чувствительным инструментом, тогда я подкладываю грубую бумагу под рабочий лист. Это хитрый трюк, потому что я склонен злоупотреблять бумагой. В этом смысле можно сказать, что мой подход и исполнение в некоторой степени различаются, в зависимости от бумаги и случая.» Бумаги, которые использует Эпштейн являются уникальными. Как он замечает, ему «чудесно повезло иметь в пределах досягаемости бумагу ручного литья Тима Баррета и благоразумно пользоваться этим.» (Баррет, коллега Эпштейна по Центру Книги в Университете Айовы, является одним из передовых изготовителей и исследователей бумаги в США.) Использование гладкой бумаги поверх грубой является новаторством Эпштейна. Он так делает, чтобы совместить различные стили письма на одном листе, но это также позволяет инструменту скользить по бумаге и реагировать на некоторую текстурность.

Большинство гладких бумаг, используемых для письма рейсфедером, являются простыми. Их единственные характеристики — это гладкость и впитывающая способность. Отсутствие зернистости или рифления позволяют рейсфедеру двигаться в любом направлении практически не опасаясь, что остриё инструмента зацепится за неровность бумаги и брызнет краситель или лезвия завибрируют (феномен, когда рейсфедер оставляет штрих из полос, перпендикулярных направлению движения). А низкая впитывающая способность позволяет писать дольше без заправки красителя. Для гладкой и слабо впитывающей бумаги более вероятно пудлингование красителя (образование не впитывающихся лужиц красителя на поверхности — А. М.) — это может быть как хорошо, так и плохо. Пудлингование требует большего времени на то, чтобы работа высохла. Сильное пудлингование может покоробить и сморщить бумагу. Искра предлагает использовать фен, чтобы ускорить процесс сушки. Преимущество пудлингования состоит в том, что штрихи могут быть легко повторены или как-то доработаны. Для компенсации штрихов узкого рейсфедера, Гримшоу повторяет их дважды, чтобы получился широкий штрих.

Дональдсон говорит: «Даже на обычной бумаге для принтера могучий рейсфедер, если им правильно управлять, может обеспечить достаточно выраженную структурность штриха, так что для коммерческих работ я могу использовать любую бумагу. Но так как рейсфедер зачастую повреждает поверхность листа, а особенно энергичные мастера иногда выплескивают в штрих большой объём красителя, для чистовых работ лучше использовать более „выносливые“ сорта бумаги, хорошо впитывающие чернила и краску.» Помимо простой бумаги для принтера, были названы и такие: bond paper (такая как Hammermill), Gilbert Writing paper, legal paper, Bienfang 360 visualizer paper, Bienfang 365 opaque marker paper, Marilla Vidalon, French vellum, Denril Multi-Media Vellum, Karma cover и Kromekote. Некоторые из них недорогие, но такие как Bienfang подороже.

Ещё одна общая характеристика — это прозрачность или полупрозрачность. Прозрачная/полупрозрачная бумага позволяет предварительно сделать набросок, который можно подложить под бумагу в качестве ориентира. Шедлер использовал таким образом полупрозрачный 24-lb. French vellum. «Со всеми моими надписями и рисунками я не смог развить достаточный контроль, чтобы сделать работу за один подход и назвать её законченной. Так что я пишу и переписываю до тех пор, пока формы не начнут проявлять то, что я задумывал, оставаясь спонтанными и стоящими внимания. Удачные черновики накрываю прозрачным пергаментом, что позволяет мне повторить наиболее многообещающие фрагменты. Конечно, я правлю бритвой лучшие надписи и буквы, чтобы придать им законченный вид и, стыдно признаться, я даже использую белую краску, чтобы вносить коррективы. Иногда их очень много.» Шедлеру не стоит стыдиться — методы, которые он использовал в 1950-х, многие используют и сегодня.

Последним критерием выбора бумаги является её формат. Большие размеры бумаги важны для свободы движений руки, что позволяет работая рейсфедером имитировать кисть.

[ окончание следует ]