В ноябре прошлого года был объявлен конкурс на разработку схемы метро Москвы. Очередной вариант схемы, который появился в вагонах осенью, вызвал множество нареканий со стороны дизайнеров. Потому этот конкурс является, в некотором смысле, знаковым — наконец-то эту задачу предложили решить самим дизайнерам. Не обошлось без непонятных кульбитов, которые волей-неволей заставляют задуматься, насколько этот конкурс чист. Но в РИА Новости к конкурсу отнеслись с интересом и мы взяли этот проект в разработку (в свободное от основных задач время. 😎

Планируется интернет-голосование, в результате которого из отобранных жюри вариантов будет выбран победитель. Призываю всех проявить активность и проголосовать за ту схему, которую посчитаете лучшей. А пока расскажу о своём варианте подробнее.

Среди всех задач, которые мне приходилось решать в качестве дизайнера, разработка схемы московского метро была, пожалуй, самой интересной. Проектируя такую схему нужно решить целый спектр проблем как концептуальных, так и формальных. Увязать всё воедино и получить продукт, которым будут пользоваться огромное количество людей. Следует ещё иметь в виду, что схема метро может стать своего рода символом, частью айдентики города. Звучит, наверное, пафосно или смешно, но тем не менее это так. Стоит лишь окунуться в историю создания и развития схем метро крупнейших городов мира, и понимаешь значимость той работы, за которую взялся.

Три четверти времени ушло на погружение в тему, изучение зарубежного опыта в проектировании схем метро. Только за неделю до финала, посмотрев все наработки, арт-директор РИА Новости Илья Рудерман предложил мне сделать свой вариант на конкурс.

Общие принципы

Графическая концепция сложилась сама собой в ходе работы. Я не хотел делать что-то концептуально новое, в этом направлении уже двигалась группа Васи Шихачевского. Меня во много устраивала предыдущая схема, поэтому я думал ограничиться исправлением её недостатков и, возможно, актуализацией некоторых графических решений.

В спорных вопросах я действовал в пользу решения проблем, с которыми сталкивался лично в метро будучи не очень хорошо знаком с городом. Поэтому я обозначил две главных задачи, которые должна решать схема метро:

  1. Быстрый поиск станций отправления и прибытия на схеме по их названию.
  2. Поиск необходимых пересадок, если станции отправления и прибытия находятся на разных линиях.

Остальные задачи я посчитал второстепенными. Но в качестве желательного свойства схемы обозначил топологическое соответствие реальной схеме линий московского метро.

Линии

Самой ответственной задачей при создании схемы является поиск конфигурации линий (особенно внутри зоны Кольца), которая позволит равномерно распределить текстовые подписи на схеме, при условии, что количество изгибов линий минимально. Равномерное распределение текстовых подписей позволит набирать текст достаточно крупным кеглем, а по линиям с минимальным количеством изгибов проще и быстрее проследить путь.

Разномасштабность схемы московского метро является необходимым и уже привычным решением. Реальная схема имеет большую плотность станций внутри Кольцевой линии и очень «разреженную» периферию. Поэтому увеличение зоны Кольца относительно периферии оправдано, хотя я старался сохранить реальную конфигурацию линий и расположение станций пересадок относительно друг друга. На рисунке видно насколько соответствует схема реальной карте линий, с учётом их разномасштабности.

Среди найденных компромиссов отмечу решение для Кольцевой линии. В ходе работы я отказался от традиционной формы круга, и сделал Кольцевую линию в форме правильного восьмиугольника. Это, во-первых, позволило сохранить преемственность и узнаваемость общей композиции схемы московского метро. Во-вторых, увеличило пространство внутри Кольцевой линии для текстовых подписей и пересадочных узлов. И, в-третьих, позволило сохранить привязку к модульной сетке всех элементов схемы, взаимодействующих с Кольцевой линией.

Шрифт

Условия конкурса очень сильно сузили круг возможных к использованию шрифтов. В идеале, необходимо разработать новый шрифт, специально для московского метро. Который мог бы стать основой для дальнейшего развития не только системы ориентирования в метро, но и системы городской навигации и ориентирования в Москве.

В итоге, наш выбор остановился на шрифте Myriad Pro Роберта Слимбаха и Кэрол Туомбли. Этот шрифт обладает достаточно широким спектром насыщенностей и хорошей ёмкостью. Он давно заработал популярность у дизайнеров, хотя и имеет ряд недостатков в кириллических знаках.

Почему не PT Sans? Многие выбрали его. На мой взгляд, из бесплатных начертаний regular для схемы метро слишком светлый, а bold слишком тёмный. Промежуточное начертание доступно только в платной версии шрифта PT Sans Pro, а его использование противоречит условиям конкурса.

Текстовые подписи в схеме удалось распределить более-менее равномерно, за счёт найденной конфигурации линий. К сожалению, полностью избежать случаев пересечения текста с линиями не удалось. Для решения этой сложной задачи мне нужно больше времени, чем было отведено условиями конкурса.

Станции

Станции я обозначил традиционными для московских схем, круглыми метками. Отказ от «пеньков» был по ряду причин, во-первых, слишком принципиальное отличие формы от пересадочных станций. Во-вторых, отсутствие «зацепки» для глаза с одной стороны линии, что иногда затрудняет поиск взглядом нужной станции.

Пересадочные станции на схеме являются главным акцентом, в связи с обозначенными задачами, которые должна решать схема. Я не стал уходить от геометричности пересадочных узлов, но нашёл новую конфигурациу узла из четырёх станций, который является одной из главных проблем для всех схем московского метро. Почему геометричность? Исходя из задачи быстрого и однозначного определения с какой станции и на какую вы можете перейти.

Дополнительная информация

По условиям конкурса схема дополнена информационным слоем, который указывает на железнодорожные и автовокзалы, аэропорты и основные пути, которыми вы можете в них попасть: аэроэкспрессы и автобусы. Также обозначены станции с лифтами для инвалидов, и расположение перехватывающих парковок.

Индексация

Самая интересная идея индексации, на мой взгляд, это буквенная индексация линий вкупе с числовой индексацией станций. Можно использовать дополнительный ориентирующий принцип, например, чётные индексы присваивать станциям от центра в южном и восточном направлениях, а нечётные, соответственно, в северном и западном. И всё было бы хорошо, если бы не тот факт, что метро Москвы развивается не только в периферийных направлениях, но и в самом центре. Планируются новые станции между уже существующими и, вероятно, так будет продолжаться и дальше. Смещение индексов или путаница в чередовании отнюдь не помогут в ориентировании пассажира, скорее, наоборот. Поэтому введение индексации в данный момент мне видится преждевременным. Но проблема быстрого поиска нужной станции на схеме всё-таки требует решения, и для этого был введён алфавитный указатель всех существующих станций с их зональной и цветовой индексацией.

Замечания

  1. Мы так привыкли видеть Кольцевую линию в центре схемы, что её смещение в сторону вызывает некоторый дискомфорт и требует привыкания. Я не сразу обратил на это внимание, потому что изначально проектировал схему полноценных линий и вся композиция была равномерной по цвету и насыщенности. Но когда строящиеся и запланированные линии я «увёл» на второй план, стало «светлее» в западной части схемы и смещение Кольцевой линии проявилось сильнее. Не считаю это серьёзным недостатком, восьмиугольник не так сильно, как окружность, требует центрального выравнивания.
  2. Пересечения линий и текстовых подписей является, на мой взгляд, главным недостатком большинства схем московского метро. Каждый дизайнер должен постараться избежать этих пересечений или свести к минимуму их количество. Например, один из проектов схемы от РИА Новости, разработанный группой Васи Шихачевского, лишён этого недостатка.

Дискуссионные вопросы

  1. Некоторые дизайнеры настаивают на том, что в схеме московского метро не должно быть транслитерации. На первый взгляд, мнение правильное, потому как множество проблем в дизайне схемы вызывает именно обилие текста, и схема в целом получается зашумлённой. В качестве решения предлагают размещать две схемы рядом: на русском языке и с транслитерацией. Если же задуматься, то эти дизайнеры просто перекладывают свои дизайнерские проблемы на пассажиров, в основном, на туристов не владеющих русским языком. Для таких пассажиров важно показать всё: транслитерацию, чтобы иметь возможность воспринять на слух голосовое объявление станций; кириллическое название, чтобы иметь возможность сопоставить текст на схеме и на станции. И всё это необходимо разместить на одной схеме, чтобы не приходилось метаться от одного борта вагона к другому сопоставляя названия. Тем, кто предлагает разместить две схемы рядом, я, в свою очередь, предлагаю спуститься в метро и посмотреть на пространство, которое в вагонах отведено под схемы. Все вопросы отпадут сами собой.
  2. Нужно ли на схеме изображать строящиеся станции, ветки и другие объекты? На мой взгляд, не нужно. Но их нужно обязательно учитывать проектируя схему, чтобы закладывать заранее возможные пути её дальнейшей актуализации.
  3. Вводить ли буквенную индексацию линий? На мой взгляд буквенная индексация лучше цифровой, легче запомнить. Но это нужно обсуждать.

Итог

На конкурс был отправлен вариант с немного другой компоновкой элементов. Но какое-то время я ещё вносил мелкие корректировки и исправления.

[ Часть 2 ]